Сейчас уже сложно представить каким образом мы бы печатали малотиражные книги без современных технологий печати. Цифровые технологии молниеносно меняют устоявшиеся каноны полиграфического мира, вытесняют устаревшие подходы в полиграфическом производстве, выходят на качественно новый уровень печати срочных и коротких тиражей. Цифровой мир печати огромен, и у нас не стоит задача рассказать о технологиях всех видов цифровой печати. Мы вкратце затронем те цифровые технологии, которые используем мы в своём производстве и дадим информацию, которая могла бы быть полезной при выборе способа печати книг.
Цифровая печать делится на струйную, лазерную, твердочернильную. В цифровой печати отсутствуют такие посредники как плёнки и металлические пластины между тонером и запечатываемым материалом. Изображение на бумагу или другой запечатываемый материал переносится с фоторецептора зарядом, отделяющим изображение с фоторецептора на бумагу. В цифровых печатных машинах изображение формируется тонером, а не офсетными полиграфическими красками. Тонер в цифровой печати представляет собой порошок, пигментированный одним из четырех цветов CMYK. В цветных цифровых печатных машинах четыре тубы тонера, формируют цветовую гамму, в монохромной печати, соответственно, одна туба с черным тонером. Тонер закрепляется на бумаге методом вдавливания, проходя между горячими валиками, а фоторецептор очищается разрядом и механической очисткой. На бумаге, имеющей повышенную рыхлость и структуру, тонер может не до конца впитываться, и по этой причине на таких носителях изображение может иметь, так называемые, проплешины.
Особое место в области цифровой печати книг занимают цифровые печатные машины HP indigo, сделавшие неимоверный прорыв в области технологий печати и преодолев рамки ограничительного формата SR А3. Технология передачи красок в корне отлична от представленной линейки цифрового сегмента печатных машин. В indigo в отличие от представленных на рынке цифровых печатных машинах не применяется тонер. Специальная жидкая краска находится в баллонах большей емкости и высокой конценрации, передача изображения происходит через формный цилиндр. Встроенная камера отвечает за идеальное совмещение красок на лице и обороте. Дополнительно возможно оснастить печатную машину до 7 красок, что сказывается на качестве цветопередачи, и изображение выглядит достаточно реалистичным и близким к оригинал-макету. За качеством следит система с подвижным спектрофотометром с автоматической калибровкой и поддержанием стабильного качества, что гарантирует проверку каждого листа-оттиска, отпечатанного на машине.
Сегодня качество печати книг цифровым способом почти не уступает офсетному. Великолепно можно запечатать плашки на капризных и ранее неподвластных цифровой печати бумагах: «лен», constellation, splendorgel и других дизайнерских бумагах. Специально для цифровой печати производятся материалы, печать на которых гарантирует великолепную цветопередачу и достигаются все преимущества цифрового способа печати книг.
Офсетная печать | Цифровая печать | ||
+ | – | + | – |
Низкая себестоимость при тираже от 500 экз. | Высокая себестоимость при тираже от 1 до 200 экз. | Низкая себестоимость при тираже от 1 до 100 экз. | Высокая себестоимость при тираже от 200 экз |
Печать на на бумаге от 48 гр до 400 гр. и на картоне. | Ограничения по плотности бумаги | ||
Печать на всех видах дизайнерской бумаги | Ограничения по использованию дизайнерской бумаги | ||
Использование цветов Pantone | Невозможность печати цветов Pantone | ||
Сроки | Оперативность | ||
Обработка печатных листов без ограничений | Ограничение по обработке печатных листов | ||
Персонализация | Персонализация каждого экземпляра |
Выбор способа печати книг зависит от технических характеристик, параметров книги, тиража и решается на этапе подготовки и создания оригинал макета.
Предполагается, что тиражи книг до 100 экз. печатаются методом цифровой печати, а для тиражей выше 100 экз. применяется офсетная печать книг. В большинстве случаев так оно и происходит, но стоит отметить, что печать книг – процесс индивидуальный и поэтому рассматривать его надо в комплексе, а именно, в тесной привязке к макету, формату книги, выбору типа бумаги, материала на обложку и дополнительной отделке.
На этапе подготовки книги к печати, важно знать и понимать, каким способом будет напечатана книга и, в зависимости от этого, готовить макет с учётом предъявляемых требований к тому или иному способу печати книг.
Не будем подробно описывать почему, в том или ином случае, книги малым тиражом нельзя напечатать цифровым способом, а в обязательном порядке требуется офсетная печать для того чтобы реализовать задуманное верстальщиков и дизайнеров, работавших над макетом, а отметим наиболее важные моменты, на которые стоит обратить внимание при подготовке макета книги к печати. Неправильно подготовленный макет книги может привести к несоразмерно большим затратам при печати. Примером тому может служить использование в макете пантонных цветов для печати книг малым тиражом, покрытие офсетным или выборочным УФ-лаком внутреннего блока. При выборе цифровой печати любая дополнительная отделка в книге приводит к резкому увеличению стоимости печати одного экземпляра, что нельзя сказать о книгах, напечатанных офсетным способом, тиражом от 500 экз., так как стоимость затрат распределяется соразмерно тиражу книг.
Но не всегда экономическая целесообразность превалирует в работе над изданием книг. Немало книг печатаются офсетным способом, несмотря на малый тираж. Обычно это подарочные книги на дизайнерской бумаге, с печатью цветов pantone, с нанесением выборочного УФ-лака на каждой странице издания, где присутствуют элементы тиснения, а форзац может быть с вырубкой определенной фигуры. Подарочная книга создаётся к торжественному юбилею, определённой дате, она выступает неким символом, подчеркивающим знаменательное событие, служит наградой. И если книга выпускается к юбилею, она несёт в себе определенный символизм, впитавший всю историю создания организации или учреждения. Держа в руках такую книгу, навряд ли мы будем задумываться о себестоимости издания книги, такая книга будет вызывать у нас только восхищение и положительные эмоции, бережно листая книгу, мы будем ощущать её как живую.